История катафалка

История катафалка

У разных культур существует собственный ритуальный транспорт, который менялся с течением времени. Своих усопших близких было принято перемещать с места гибели к месту упокоения практически у любой нации. Культура человека проводит четкое разделение между местами жизни и местами, где должны покоиться человеческие тела. Ранее эту роль играли погребальные костры или специальные ладьи. Сегодня это крематорий и кладбище.

Первые катафалки

Первые транспортные технологии были достаточно примитивными. Для этого использовались специальные носилки или мешки, с помощью которых соплеменники относили тело покойного. На территории Египта и Месопотамии для этих целей применялись специальные носилки, которые были украшены погребальными надписями. В ходе процедуры прощания, тело сопровождалось скорбящими.

История ритуального транспорта

Катафалк как транспорт в автомобильной истории появляется крайне редко. Он ассоциируется с довольно мрачной стороной жизни человека, поэтому ему уделено, так мало места. Однако у каждого автомобиля, который в свои годы применялся для ритуальных услуг, есть собственная история. Ниже мы постараемся восполнить эти пробелы и рассказать о том, какие модели пользовались популярностью в различные годы.

В 5 тысячелетии до нашей эры было изобретено колесо, поэтому стали использоваться телеги и повозки для перемещения тел. Колесная повозка, в которую запрягали животное, стала одной из самых долго используемых для проведения ритуальной перевозки. В отличие от материального состояния родственников усопшего, эта повозка могла быть украшена с утонченной роскошью или же быть простой без изысков.

Еще в древние времена начинается история первого транспорта для перевозки усопших. Это были примитивные повозки, которые могли себе позволить только знатные люди. Для богатого человека устраивали торжество, где гроб несли на специальных огромных носилках, где располагался огромный постамент. Уже ближе к средневековью, на смену таким носилкам полностью пришли повозки, запряженные лошадьми или другими животными. Повозки украшали различной резьбой, финансово обеспеченные граждане использовали для оформления позолоченные окантовки и т.д.

Фото катафалка

На автомобильный транспорт ритуальные агентства стали переходить постепенно, после начала автомобильной эпохи. В результате возникло целое сражение между службами, которые решились перейти на автомобили и тем, кто отдавал предпочтение гужевой повозке. Тогда часть считала, что автомобиль нельзя считать достойным транспортом для того, чтобы проводить человека в последний путь. Ехали машины в те годы довольно медленно и издавали много шума. Въезд на кладбище так же был оборудован под конную повозку, поэтому на автомобиле не всегда удавалось доехать до могилы. Однако прогресс автомобильного строения привел к полному переходу на этот вид транспорта. Первые катафалки имели дизайн, схожий с конными повозками.

Происходил процесс не совсем гладко. Часть бюро стали активно использовать автотранспорт, а другие просто обвиняли их в безбожестве. Первые двигатели были довольно громкими и дымящимися. Поэтому сама процедура не могла выполняться в тишине, и эстетика была потеряна. Но годы шли и менялся двигатель и транспорт. Постепенно производители добились снижения шума, что позволило перейти на использование автомобилей всем бюро. Те, кто продолжал поддерживать гужевые повозки просто ушли с рынка.

О происхождении слова

В 30-40-е годы 17-го века было впервые задокументировано использование слова катафалк. Скорее всего оно было перенято из итальянского языка. Его значение – это подмостки или леса, которые были частью несущих конструкций. А вот каким образом это слово появилось в языке итальянцев пока точно не известно.

Одни из ученых предполагают, что это произошло из-за языковой мутации и перенятого у греков выражения «catafalicum», состоящее из двух слов «рядом» и «осадная башня». Однако лингвисты и историки пока не могут прийти к общему мнению по поводу такого сочетания корней слов. Изначально катафалком называли специальную подставку, предназначенную для удерживания гроба. Далее оно уже использоваться для обозначения повозки, применяемой при ритуальных услугах.

Модернизация катафалка

Первые автомобили-катафалки были импровизированными. Их создавали на базе имеющихся моделей автомобиля. Промышленность развивалась, и зарождались наиболее крупные гиганты, которые разрабатывали специальные модели, направленные на определенные цели. Тогда стали появляться машины для пожарных, скорой помощи и ритуальный транспорт. В 20-е годы ХХ века были сформированы первые решения инженеров для ритуального транспорта. Стоит отметить, что они активно применяются и в современных реалиях. В первую очередь необходимо было создать средства, которые позволили бы упростить выгрузку и загрузку гроба с телом усопшего. Для этого на автомобили устанавливали специальные направляющие и ролики.

В 30-е годы в моду ритуальных агентств вошел лимузин, который был отделан в стиле барокко. Его украшали фигуры скорбных ангелов, которые были переняты из старины. Все это создавало атмосферу траурной торжественности и позволяло проводить человека в последний путь довольно неплохо.

Следующий этап развития приходится на 40-е годы ХХ века. В это время конструкции стали значительно проще, и функциональность транспорта вышла на первый план, сместив излишества. Кузов вида «универсал» становится наиболее популярным среди ритуальных агентств. С тех пор и по сей день, она считается наиболее распространенной среди ритуальных услуг.

Катафалки в США

В начале ХХ века стартовал выпуск первых автомобилей данного типа, которые были разработаны на базе уже имеющихся грузовиков «Вайт», «Автокар» и «Куннингэм». Автомобиль имел кабину открытого типа, за ней находился специальный кузов для перевозки гроба, оборудованный направляющими для его удобной установки. По бокам располагались скамейки, где могли сесть родственники и друзья.

Большой популярностью стали пользоваться катафалки, разработанные на базе автомобилей «Пакард», «Кадилак» и «Прайз Арроу». Спустя первое десятилетие 20-го века на территории США уже было несколько компаний, ежегодно выпускающий почти 200 автомобилей. В 30-е годы ХХ века их количество возросло до 2 тысяч. В это время наибольшей популярностью стали пользоваться украшенные ангелами катафалки, за основу которых была взята база лимузина.

На территории Аляски погодные условия не позволяли использовать стандартные катафалки, поэтому они представляли собой небольшие гусеничные вездеходы.

В Иллинойс выпуском катафалков занималась компания «Еврека». Именно этой фирме удалось добиться создания небольшой революции среди автомобилей, предназначенных для перевозки усопших. Она стала первой, кто выпустил катафалк, оборудованный боковыми дверями, и специальными поворотными направляющими.

В конце 30-х годов ХХ века стал входить в моду современный образ этого автомобиля. Именно тогда стали применять для использования кузов «универсал». Этот автомобиль стал своеобразным эталоном похоронного бизнеса. На сегодняшний день в США ежегодно выпускают около 2 тысяч катафалков. Большинство из них производится в компании «Кадиллак» и имеют специальные удлиненные шасси. Машина разработана на базе модели Cadillac Fleetwood 75.

Компания «Аэро Марине» разработала специальный самолет для транспортировки усопших. Он вмещал тело покойного и места для 6 родственников-пассажиров. Он широко использовался во времена первой мировой войны и позволял доставить тела погибших американцев на родину.

Наиболее известные модели катафалков

Cadillac Miller Meteor

Автомобиль был выпущен в 1959 году. Многие люди могли видеть его в фильме «Охотники за приведениями». Именно этот автомобиль герои фильма использовали для перемещения по городу. Однако длительное время машина применялась как карета скорой помощи или катафалк. Это возможно благодаря довольно большим габаритам.

Cadillac Miller Meteor Landau

Данная модель выпущена в 1977 году. В этом же году она обрела огромную популярность, поскольку именно в ней хоронили Элвеса Пресли. При этом с автомобилем произошла довольно странная история. После похорон машина была передана Чаку Хьюстону. В 80-е годы компания испытывала финансовые трудности и ее хозяева решили продать автомобиль, чтобы избавиться от долгов. Чтобы это сделать, пришлось отправиться в другой штат – Майами. По дороге водитель делал несколько остановок, на одной из которых произошло мистическое событие. Попытавшись повернуть ключ зажигания, его машина загорелась, а вовремя потушить ее не удалось.

В январе 2019 года довольно интересную картинку могли видеть жители Нью-Йорка. Катафалк, следовавший в процессии, сделал остановку в Бургер-Кинге. Как оказалось, усопший был большим любителем этой сети, поэтому пассажиры решили почтить его память и в последний раз позволить посетить место, где он был постоянным клиентом.

Устройство катафалка

На базе «Кадиллака» для катафалка производят специальный автомобиль, который не имеет задних окон или дверей. Подвеска и колеса обычно изготавливаются с более прочными характеристиками. В цеху производят резку автомобиля на две части, при этом производят их разнос в стороны приблизительно на 1 метр. К обеим половинам выполняют приварку специальных балок для их соединения. Далее машина ставится на каркас из стали и выполняется монтаж крыши и задних дверей. Устанавливается задняя дверь с помощью специальных мощных петель. Производится покрытие корпуса пенящимся материалом и тканью из винила. Для укрытия пола используется специальный ламинат, повышенной прочности. Для того, чтобы обеспечить надежный и удобный внос гроба, монтируются специальные ролики.

Как приобрести

Основная функция катафалка – это перевозка гроба с усопшим во время ритуальной церемонии. Однако автомобиль является довольно удобным транспортом и может использоваться в других целях. Чтобы приобрести данную модель не обязательно быть работником похоронного бюро. На территории США присутствует довольно много компаний, которые занимаются торговлей подержанными автомобилями. Приобрести можно и на известных аукционах, вроде eBay. Здесь есть возможность найти довольно редкие модели и новые автомобили, выпущенные сравнительно недавно. Иногда в продаже появляются коллекционные модели, цены на которые доходя до отметки в несколько десятков тысяч долларов.

Клуб любителей катафалков

На территории США присутствует несколько клубов, посвященных этим транспортным средствам. Особой популярностью пользуются модели, выпущенные в 50-е и 60-е годы ХХ века. Участники клубов обычно приобретают модели подальше от своего города. Это связано с тем, что многие автомобили могли использоваться для похоронных процессов во время проводов людей, живших в этом городе. В результате родственники могут негативно отнестись к этому. Далее они собираются в заброшенных местах и устраивают настоящие ралли. Полицейские обычно такие машины не останавливают.

Катафалки во время СССР

Во времена Советского Союза у катафалков история очень небольшая. Для перевозки тела усопшего использовались грузовики, на смену которым пришли автобусы, произведенные на базе «ПАЗ». Лишь в 50-е годы был создан первый катафалк, разработанный на базе автомобиля ЗИС-110.

В 70-е годы были разработаны катафалки, за основу которых взяты модели ЗИЛ-114 и ГАЗ-13. Эти модели не пользовались большой популярностью и применяли их для того, чтобы хоронить партийных лидеров.

Иностранные катафалки, произведенные на базе Кадиллака, впервые попали в нашу страну в 90-е годы ХХ века. Стоимость их аренды была крайне высокая, поэтому не нашлось большого количества желающих для использования.

Похожие записи

Оставить комментарий