Пляска смерти Сен-Сана

Пляска смерти Сен-Сана

Что скрывается за понятием “Пляска смерти”?

В 14-м веке пандемия чумы унесла жизни значительной части европейского населения. По различным версиям это 30-60 процентов всего населения европейских государств. Болезнь называли «черной смертью». Это повлияло на сюжеты в литературе и даже иконографию. Сквозной сюжет получил свое название, перевод которого звучит как «пляска смерти».

В средневековье фантазия людей была более заострённой. Прослеживается тяга к изображению, а также олицетворению всего абстрактного. Это привело к тому, что традиция изображать на картинах гниющие тела стала довольно обширной. Это было символом бренности жизни.

Скелет, олицетворяющий танцующую смерть, появляется в первый раз на фреске, датируемой 1424 годом. Фреска появилась в Париже на кладбище Невинноубиенных младенцев под аркадами. От смерти не могли спастись представители различных сословий. Это не только простые люди, но и монархи. Болезнь затронула и нищих, и состоятельных людей.

Как правило, изображалась смерть как скелет, утаскивающий человека в соответствующем определенному сословию одеянии. Также рядом писали стихотворение, смысл которого состоял в том, что неважно к какому сословию ты относишься, смерть никого не пощадит.

В 15-м веке появляются яркие гравюры, где промысел смерти изображается со всей своей экспрессией. Произведения искусства отличаются реалистичностью.

Это явление затронуло и музыку. В этом виде искусства самое известное произведение было создано К. Сен-Сансом. Были написаны также:

  • Версия в стиле прогрессивного рока группы Ekseption из Нидерландов;
  • Песня 1984 г. Celtic Frost;
  • Cradle of Filth создали инструментальное произведение в стиле блэк-метал;
  • Iron Maiden выпустили альбом Dance of Death, в котором есть песня с таким же названием.

«Dance Macabre» можно назвать плодом того, что люди в средневековье отличались склонностью символизировать абсолютно все. Это наиболее выразительные изображения смерти за всю историю искусства.

Творение Сен-Сана

«Пляска смерти» Ор. 40 представляет собой симфоническую поэму композитора Камиля Сен-Санса. Французский автор написал произведение в 1874 году на основе стихотворения Анри Казалиса «Равенство, братство». В нем описывалась пляска, которая проходила ночью на кладбище, где принимали участие скелеты, танцующие под игру на скрипке и стук каблуков Смерти. Поэма была посвящена Каролине Монтиньи-Ремори, которая была талантливой пианисткой, соратницей композитора, часто выступающей в качестве советника в музыкальной сфере.

Впервые произведение было предоставлено публике 24 января 1875 года в Шатле на концерте, при дирижировании Эдуарда Колонна. Симфоническая поэма является одним из наиболее известных и обсуждаемых среди критиков и поклонников работ Сен-Санса.

Написание поэмы

Автор обратился к жанру через 15 лет после создания произведений Листа. Он отмечал, что еще в молодости его увлекали листовские поэмы, композитор говорил, что именно они указали ему путь, благодаря которому были созданы такие произведения как «Пляска смерти», «Прялка Омфалы» и прочие. Написанные маэстро в 1871–1876 году симфонические поэмы были произведениями, соответствующими французскому программному симфонизму, отличаясь от листовских работ. Также автор отмечает, что Берлиоз сформировал его поколение, поэтому он мог считать, что оно сформировано вполне неплохо.

В работах Сен-Санса и Листа прослеживаются определенные различия, в особенности, если рассматривать общий прообраз жанра, который был присущий эпохе Средневековья и «пляскам смерти». Лист в произведениях отмечает трагизм, философию, в своей парафразе Dies irae, созданной для исполнения на фортепиано со скрипкой, он вдохновлялся старинной итальянской фреской. В поэме Сен-Санса солирует скрипка, основой становится тот же сюжет, но с саркастическими нотками, которые были актуальны в то время во французской поэзии.

В 1873 году автор отметил для себя стихотворение Анри Казалиса, который издавал работы под именем Жан Лагор. Ироническое название «Равенство, братство» понравилось композитору, вдохновило на составление собственной композиции. В нем описывалась пляска скелетов под игру на скрипке Смерти. Вдохновившийся работой поэта, он написал романс, затем наложил музыку на произведение, создал свою крупную поэму «Пляска Смерти».

Автор посвятил работу Каролине Монтиньи-Ремори. Они нередко создавали произведения, играли на фортепиано. Сохранились письма французского автора к пианистке, которые были написаны с 1875 года, охватывали 40 лет.

Впервые «Пляска смерти» была представлена в Париже 24 января 1875 года в Концертах Колонна. Публике очень понравилась симфоническая поэма, по просьбам слушателей она была повторена. Но через 20 месяцев в Париже произведение подверглось критике. Такие же отзывы были даны чренами Могучей кучки после концертов Сен-Санса, проходивших в России в ноябре–декабре 1875 года. Автор сам дирижировал. Критики Мусоргский и Стасов предпочитали одноименную работу Листа, поэтому характеризовали данную поэму камерной миниатюрой, где композитор представляет в богатых оркестровых возможностях не слишком философские мысли, навеянные не слишком удачным поэтом. Стасов отмечал, что оркестровая пьеса дополнена изящной и красивой инструментальной музыкой, при этом является конфетной, маленькой, «салонной». С критиками не соглашались Римский-Корсаков, Кюи. Они восхищались работой композитора, называли поэму изящной, музыкальной, высокоталантливой. Кюи писал, сравнивая два произведения, что Лист при написании поэмы испытывал глубокие мысли, мистицизм, чувство веры, присущей средним векам. Сен-Санс же создал легкое, полукомическое произведение, наполненное скептицизмом, отрицанием девятнадцатого века. По поводу «Пляски смерти» Сен-Санса говорил и Лист, отмечая в работе красочность партитуры, он переложил поэму на фортепиано в 1876 году, которую отправил Сен-Сансу.

Для своего времени оркестровое исполнение «Пляски смерти» было очень необычным, ярким и талантливым. Для подчеркивания стука костей скелетов автор использовал в симфонической поэме ксилофон. За 45 лет до ее создания Берлиоз в финальной партии Фантастической симфонии применял скрипки и альты, на которых музыканты играли древком смычка, что позволяло создать подобный эффект. В издании партитуры, вышедшем во Франции, указывалось, что ксилофон представляет собой инструмент из соломы и дерева, что соответствует стеклянной гармонике. Данный инструмент можно было найти у издателей в Париже, на площади Мадлен. Конечно же, в произведении солирующим инструментом была скрипка, на которой Смерть играет свою композицию. Композитор игра осуществлялась в темпе вальса. Существует мнение, что такое решение было навеяно произведением Листа «Мефисто-вальс». При этом настройка музыкального инструмента также была необычной, две верхние струны образовали интервал тритона, а не чистой квинты. Оный в Средние века назывался «diabolus in musica», дьяволом в музыке. Необычные решения в создании музыкальных эффектов, применение нестандартных инструментов для составления основного мотива в композиции, а также слегка саркастичные, скептические нотки в произведении делали оное чем-то новым для критиков, музыковедов и слушателей. Но при этом публике очень понравилась работа французского автора.

Описание симфонической поэмы

Посредством музыкального оборудования и приемов автор отобразил сюжет стихотворения в форме диалога солирующей скрипки и ксилофона. Смерть играет свою музыку, а на фоне нее слышны холодящие душу звуки костей танцующих скелетов. Антураж добавляли нарастающие партии виолончелей, контрабасов. Покойники встают по аккомпанемент Смерти из гробов и пускаются в пляску. Посредством гобоя композитор создал звуки петуха, который предвещал зарю. Особая колоризация произведения достигается с помощью великолепной гармонизации, достигаемой с помощью ксилофона, который достаточно редко применялся в такого жанра музыкальных работах. Он безупречно создал эффект гремящих костей скелетов, танцующих под партию скрипки. Необычным и выигрышным решением стало использование скрипки, которая была настроена так, чтобы верхние струны образовали интервал тритона, называемого в то время «diabolus in musica». Музыковед Ю. А. Кремлев отметил, что поэма, как партитура, стала высшим достижением автора. Он говорил о том, что работа великолепно сочетает музыкальные партии, которые создают безупречную атмосферу. Музыковед приводит в пример отлично составленные переходы музыкальных инструментов, которые позволяют подчеркнуть компоненты поэмы, создать картинку пляски. При создании звуковых эффектов автор был вдохновлен строками стиха Казалиса ««Zig et zig et zig» и «Zig et zig et zag».

В 1922 году режиссер Дадли Мерфи создал кинофильм «Danse Macabre» на музыку Сен-Санса, хореографическая составляющая была разработана Адольфом Больмом.

Музыкальные критики поставили не слишком высокие оценки пьесе. Конечно же, многие сравнивали одноименные работы Листа и Сен-Санса. Они отмечали, что произведению французского автора не хватало монументальности, глубины, философской составляющей. Достаточно критично о пьесе говорил М. П. Мусоргский, отметив в богатых оркестровых силах крохотные мыслишки, вдохновленные крошечным стихоплетом.

Композитор Ференц Лист ценил Сент-Санса как композитора и музыканта, был знаком с ним, позже он сделал переложение французской «Пляски смерти» для фортепиано.

Он писал французскому композитору 2 октября 1876 года, что извиняется за неловкость в переложении композиции, которая является весьма чудесной. Отмечая, что никому не дано воспроизвести целые партии оркестра на рояле. Он считал произведение талантливым, качественным и необыкновенно талантливым, красивым и полным.

Так считал и музыкальный критик В. В. Стасов, который подчеркивал виртуозность инструментальной композиции, но при этом писал, что пьеса является «салонной». Для него была более понятна и виртуозна пьеса Листа, что он отмечал в отзыве на «Пляску смерти» французского композитора.

Также произведения Листа и Сен-Санса сравнивает П. И. Чайковский. Он считал, что французский автор обладает богатым творческим потенциалом, умением создать оригинальную музыкальную идею, качественно отразить атмосферу поэмы. Чайковский отмечал преимуществами работы красивую основную мелодию, тему поэмы, великолепную инструментальную составляющую, оркестровые эффекты. Он отметил, что произведение представляет собой одну из замечательнейших работ в жанре новейшей школы, в сравнении с поэмой Листа Сен-Санс добавил в нее глубину, мощь и пафос. Композитор считал, что работа французского автора не уступала по великолепию и качеству поэме Листа. Также Н. А. Римский-Корсаков также восхищался работой автора, ценил его музыку.

Композитор Клод Дебюсси, который выступал против стиля Сен-Санса, написал в своей критической статье под псевдонимом «г-н Крош», что музыкальная составляющая пьесы предусматривает любопытную живость, а Сен-Санс подавал в этой работе надежду стать большим музыкантом.

Музыкальное исполнение пьесы

Оркестр, исполняющий композицию «Пляска смерти» составляли 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, 3 тромбона, туба, ксилофон, литавры, тарелки, треугольник, большой барабан, арфа, скрипка соло, струнные (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).

Ярким, колористическим и необычным компонентом партитуры стал ксилофон. Инструмент очень редко в то время применялся в академической музыкальной среде, поэтому в примечании издателя автора Огюст Дюран пояснил, что собой представляет ксилофон, а также где его можно купить.

Автор также перекладывал произведение для двух фортепиано, скрипки и фортепиано. Вторая композиция была посвящена Йозефу Хельмесбергеру. Пародийную интерпретацию одной из партий поэмы, написанной для ксилофона, композитор использовал для своей сюиты «Карнавал животных» в номере «Ископаемые».

Похожие записи

Оставить комментарий